Мотоцикл — это транспортное средство, базирующееся на двух колесах и оснащенное механическим двигателем, в роли которого выступает классический ДВС либо его электрический аналог. Несмотря на великое множество моделей и их вариаций, общие черты мотоциклов едины для всех: ключевыми из них являются вертикальная посадка и безредукторное управление с помощью переднего колеса.
История изобретения мотоцикла — это невероятный путь от парового двигателя с паяльником до турбированного спортбайка. Однако данный вид техники за последние несколько десятилетий стал настолько привычным, что сам термин «Мотоцикл» практически никогда не нуждается в дополнительных пояснениях. При этом мало кто из людей задумывается о том, кто придумал мотоцикл или как развивалось это направление на разных континентах — причём это касается даже тех, кто каждый день садится в седло своего железного коня и проезжает сотни километров за сезон.
Предлагаем это исправить и собрать воедино все факты о мотоциклостроении. Сегодня мы разберем, кто на самом деле изобрел первый мотоцикл и по каким путям пошло развитие двухколесного транспорта в разных странах — а заодно посмотрим на то, как данное изобретение изменило мир.
Когда был создан первый мотоцикл: два варианта старта истории
Появление самого первого мотоцикла в мире связывают с именем Готлиба Даймлера, немецкого инженера-механика, который был крайне важной фигурой в ранней истории автомобильной промышленности. Отправной точкой карьеры Готлиба можно считать работу в «N. A. Otto & Cie» (современный «Deutz AG»), где он принимал активное участие в различных испытаниях и исследованиях, связанных с двигателями внутреннего сгорания. Собственно, он стал одним из тех, кто под началом Николауса Отто принимал участие в создании первого четырехтактного ДВС в 1872 году.
Несмотря на ошеломительный успех изобретения, десять лет спустя Даймлер покинул эту компанию, и сделал это вместе со своим коллегой: другим немецким инженером по имени Вильгельм Майбах. Их целью стало создание собственной экспериментальной моторостроительной мастерской. Сказано — сделано: напарникам удалось разработать компактный высокоскоростной одноцилиндровый двигатель, который они и запатентовали в 1885 году. Однако одного двигателя было мало: для того, чтобы продемонстрировать его мощность, был необходим прототип, наглядно показывающий возможности изобретения. Несмотря на то, что цели сделать мотоцикл изначально не стояло, у Даймлера и Майбаха получился именно он.
История возникновения первого мотоцикла до безобразия прозаична: дело в том, что у экспериментального двигателя банально не хватало мощности для того, чтобы привести в движение полноценный автомобиль. Поэтому инженерам предстояло создать конструкцию, которая сможет гармонично работать с их одноцилиндровым двигателем. В результате на свет появился «Автомобиль для верховой езды» под названием Daimler Reitwagen, который был также запатентован в 1885 году.
Конструкция самого первого мотоцикла состояла из деревянной велосипедной рамы со снятыми педалями, на которую был установлен одноцилиндровый четырехтактный двигатель, зафиксированный на резиновых блоках. Помимо двух деревянных колес с железным протектором, были задействованы два дополнительных опорных колеса для обеспечения устойчивости. С двигателем мощностью 0,5 л.с. при 600 об/мин Daimler Reitwagen мог развивать максимальную скорость порядка 11 км/ч.
Первая официальная премьера для большой публики состоялась 10 ноября 1885 года (хотя некоторые историки настаивают на том, что это произошло 18 ноября): торжественный заезд на Daimler Reitwagen совершил сын Даймлера, Пол, который преодолел расстояние около 5 км между Каннштаттом и Унтертюркхаймом (Штутгарт, Германия) с фактической скоростью от 5 до 12 км/ч. Поездка показала не только то, что изобретенный двигатель может привести в движение такое транспортное средство, но и то, что человек может уверенно управлять техникой с подобной конструкцией.
Действительно ли Daimler Reitwagen стал первым мотоциклом?
Не все согласны с тем, что детище Даймлера и Майбаха можно назвать самым первым мотоциклом, так как были и другие изобретения, претендовавшие на это звание. Первые велосипеды с установленным на них паровым двигателем появились еще в середине викторианской эпохи, задолго до аналогичных изобретений американцев Сильвестра Ховарда Ропера и Люциуса Коупленда.
Также в обсуждениях вопроса о том, кто создал первый мотоцикл, нередко фигурирует имя Алеса Милле, который в 1892 году представил свою версию двухколесного транспорта — с пневматическими шинами и пятицилиндровым роторным двигателем, встроенным в заднее колесо. Кроме того, был и небезызвестный Hildebrand & Wolfmüller 1894 года, который базировался на паровом двигателе с калильным зажиганием и был первым в истории серийным мотоциклом.
Однако неоспоримым фактом является то, что Daimler Reitwagen является первым мотоциклом с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, а вместе с этим и главным предшественником всех мотоциклов, которые появились после и использовали этот тип ДВС.
Иронично, что Даймлер и Майбах, прозванные «Отцами мотоцикла», в итоге отказались от дальнейшего развития своего изобретения. Вместо этого партнеры сосредоточили усилия на инновациях в области автомобилестроения — и стали создателями первого в мире автомобиля под маркой «Mercedes».
Продолжение следует!