Мы продолжаем серию статей о развитии мотоцикла как самостоятельного вида техники, а заодно делимся интересными фактами из истории данного направления. Если вы читаете нас впервые, настоятельно рекомендуем ознакомиться с предыдущими обзорами:
Часть 1: https://мопеды.рф/blog/83426/
Часть 2: https://мопеды.рф/blog/83544/
Часть 3: https://мопеды.рф/blog/83545/
Сегодня же на повестке дня — рассказ о том, как развивался рынок мотоциклов в Стране восходящего солнца, которая на сегодняшний день является одним из лидеров данного сегмента.
Мотоциклостроение в Японии
Пионером японского мотоциклостроения считается Наразо Симадзу, основавший в 1908 году Научно-исследовательский институт двигателей Симадзу в Осаке. Используя знания, почерпнутые из журнала Scientific American и книги «Motor Cycling Manual», в августе 1908 года он создал свой первый бензиновый двухтактный одноцилиндровый двигатель. Объем изобретения составлял 400 см² и был установлен на самодельную раму велосипедного типа. Фактически, это был первый мотоцикл полностью японского производства, вошедший в историю под названием NS400.
Еще одна попытка создать японский мотоцикл была предпринята в в 1913 году Эйсуке Миятой, основателем фирмы по производству оружия и велосипедов «Miyata» (которая до сих пор производит велосипеды). Он с нуля собрал в гараже копию Triumph Asahi — такие использовались токийской полицией и государственными кортежами.
Интересный факт: Наразо Симадзу вернулся в мотоциклетный бизнес в 1926 году и выпустил серию мотоциклов Arrow First, созданных на базе одноцилиндрового двигателя 250 см². Наразо и еще шесть гонщиков совершили на них 15-дневную поездку из Кагосимы в Токио (около 2300 километров), которая была проспонсирована компаниями Japan Oil, Dunlop и Bosch. Заезд стал отличной рекламой для новинки: за 3 года под маркой Japan Motors Manufacturing было продано порядка 700 единиц.
В начале 1930 годов на японский рынок пришли Harley-Davidson. Точнее, была основана компания Rikuo Internal Combustion Company, которая по лицензии HD выпускала мотоциклы для внутреннего рынка. Одноименная модель Rikuo, созданная в партнерстве с американским отделением Harley-Davidson, долгие годы была настоящим бестселлером. Выпуск мотоцикла продолжался вплоть до окончания Второй Мировой Войны.
Индустриальный кризис, вызванный войной, коснулся и Японии. Для восстановления промышленности и инфраструктуры потребовалось около десятилетия. В то время, как американские и европейские компании после долгих лет доминирования на рынке предпочитали вести бизнес по накатанной схеме, инженеры страны Восходящего Солнца пошли по пути наименьшего сопротивления
Не желая тратить время на восстановление старых наработок и наверстывание упущенного, они просто подсмотрели, как создаются мотоциклы в Европе, проанализировали основные принципы и начали первые попытки производства аналогов. Ограничились копированием двигателей, которые устанавливали на местные велосипеды. По мере роста опыта японские инженеры начали создавать двигатели сами — и уже к 1950-м годам появились первые мотоциклы собственного производства, полностью сконструированные на японских заводах. Тогда же начинается становление всемирно известной «Японской четверки», в которую вошли (и до сих пор входят) компании Kawasaki, Honda, Suzuki и Yamaha.
Обеспечив население архипелага недорогим и мобильным транспортом, японские производители оперативно приступили к освоению экспорта. Первыми в этом сегменте отличились Honda, которые на тот момент уже имели опыт ведения бизнеса за границей в сегменте продажи автомобилей собственного производства. На рынок США они вышли в 1958 году со скутереттой Super Cub, которая ввиду дешевизны и простоты была раскуплена за считанные месяцы. Годом позже в США была основана дочерняя компания под названием American Honda Motor Company, а также начат выпуск легендарной Honda CB750, создававшейся целенаправленно под американский рынок.
Эта модель стала одной из ключевых точек истории создания мотоциклов в Японии сразу по нескольким причинам. Во-первых, она позволила японским мотоциклам окончательно закрепиться на просторах США: именно благодаря Honda CB750 появилось устойчивое словосочетание Universal Japanese Motorcycle (Универсальный японский мотоцикл). Во-вторых, популярность новинки позволила Yamaha и Kawasaki
выйти на американский рынок с аналогичными моделями, параллельно популяризируя уже имеющийся модельный ряд.
Для тех же Kawasaki это стало своеобразным золотым билетом. Для начала они, аналогично Honda, представили универсальный мотоцикл H1 Mach III, который был тепло принят американской аудиторией и стал одной из самых продаваемых моделей в период с 1969 по 1975 годы. В том числе — благодаря многочисленным победам H1 на различных местных соревнованиях. После того, как чемпион MotoGP и «Isle of Man TT» Дэйв Симмондс выиграл несколько важных гонок на мотоцикле Kawasaki H1R (спортивной версии H1 Mach III), спортбайки бренда были обречены на успех.
История развития мотоциклов в Японии весьма примечательна в плане разделения моделей для экспорта и внутреннего использования: в то время, как для жителей Страны восходящего Солнца производились преимущественно компактные малолитражные мопеды, для рынка США основной упор делался на мощные мотоциклы — такая тенденция сохраняется с 70-х годов прошлого века и по сей день.
Однако нельзя сказать, что спортбайки и пауэр-круизеры в Японии совсем не пользуются популярностью. Несмотря на бешеные налоги и высокие штрафы, своих поклонников мощные мотоциклы все-таки нашли. Один из ярчайших примеров — байкеры босодзоку, гармонично объединившие древнюю культуру самураев и бунтарский дух американских однопроцентников.
На сегодняшний день Япония — один из главных законодателей мотоциклостроения.
Начиная с 2000-х годов, японские компании окончательно утвердились на роли лидеров мирового рынка, внедряющих революционные решения и новые технологии на базе футуристичных моделей. Лучшим подтверждением успеха инженеров из Страны Восходящего солнца являются мотоциклы, которые долгие годы подряд выигрывают моточемпионаты в самых разных дисциплинах: каждый представитель «Японской четверки» может похвастаться собственной гоночной родословной.
Что было дальше? Скоро узнаете в новой части нашего познавательного цикла статей!